Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
Мир особого ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка - допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка - допускает лишь своих!
Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с умственной отсталостью;
- с расстройством аутистического спектра.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется педагогом-психологом, учителями-логопедами, воспитателями детского сада.
С воспитанниками работают специалисты:
- в МБДОУ "Юсьвинский детский сад "Золотой петушок": учитель-логопед - Боталова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель - Исакова Елена Дмитриевна, инструктор по физической культуре - Кривощекова Светлана Александровна;
- в структурном подразделении "Юсьвинский детский сад "Солнышко": учитель-логопед - Цыбина Ольга Сергеевна, педагог-психолог - Баяндина Екатерина Сергеевна, музыкальный руководитель - Чарыева Энеджан Аллакулыевна, инструктор по физической культуре - Тиунова Ольга Васильевна, воспитатели;
- в структурном подразделении "Юсьвинский детский сад "Улыбка": учитель-логопед - Тудвасева Валентина Валентиновна, педагог-психолог - Боталова Олеся Александровна, музыкальный руководитель - Щербинина Ольга Анатольевна, воспитатели;
- в структурном подразделении "Юсьвинский детский сад "Сказка": учитель-логопед - Вакина Ольга Анатольевна, педагог-психолог - Боталова Олеся Александровна, музыкальный руководитель - Герасимова Светлана Сергеевна, инструктор по физической культуре - Кривощекова Светлана Александровна; воспитатели.
Нормативно-правовая база
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 №ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»
Психолого-педагогический консилиум
МБДОУ "Юсьвинский детский сад "Золотой петушок"
В целях обеспечения целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, зоной ближайшего развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в МБДОУ "Юсьвинский детский сад "Золотой петушок" и его структурных подразделениях функционирует ППк.
В своей деятельности ППк руководствуется Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», уставом ДОУ, локальными актами ДОУ, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
ППк детского сада является одной из форм взаимодействия специалистов детского сада, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.
Положение о ППк МБДОУ "Юсьвинский детский сад "Золотой петушок"
Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ осуществляется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ТПМПК) и заявления родителей (законных представителей).
Паспорт доступности МБДОУ "Юсьвинский детский сад "Золотой петушок"
Основные сведения об образовательной организации
Структура и органы управления образовательной организацией
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и меры поддержки обучающихся
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность